Начинать день с перечитывания этого поста: После изнурительного рабочего дня вы улеглись на диван или уселись на барный стул: в конце концов, вы отработали положенные часы, расправились со списком дел, приложив некоторые усилия. В такие моменты приятного удовлетворения вы имеете право на некоторое самодовольство, не правда ли? Автор регулярных колонок по психологии газеты The Guardian Оливер Беркман считает иначе.
Боюсь испортить вам этот мартини, но все-таки скажу. Мы хронически путаем ощущение от приложенных усилий с реальными результатами. Для всех, кто работает в креативной сфере, это несоответствие чревато постоянным риском растрачивания времени и сил на имитацию деятельности, а не на работу, которая в действительности принимается в расчет. Психологи давно обратили внимание на феномен, известный как «иллюзия труда». Оценивая работу, выполненную другими людьми, мы, вероятно, скажем, что нам интересно только то, насколько быстро и хорошо они с ней справились. Но на самом деле нам хочется почувствовать, что они выложились для нас по полной.
Специалист по поведенческой экономике Дэн Ариэли рассказывал историю слесаря, который заметил такую закономерность: чем лучше становилось качество его работы, тем меньше клиенты оставляли на чай и тем чаще жаловались на цены. Каждое задание отнимало у него так мало времени или усилий, что людям казалось, будто их обманули, хотя очевидно, что высокая скорость работы — это преимущество слесаря, а не недостаток. В 2011 году исследователи Райан Бьюэлл и Майкл Нортон из Harvard Business School обнаружили, что пользователи сайта для поиска вариантов авиаперелетов предпочитали дольше ждать итоговой выдачи — при условии, что они могут наблюдать на мониторе детальное отображение хода выгрузки результатов. Это воспринималось ими как наглядное доказательство того, что сервис «усердно работает» — прочесывает базу данных каждой авиакомпании.
Мэйсон Керри в своей книге «Daily Rituals» 2013 года описал режимы работы художников и писателей. Оказывается, почти никто из них не тратит больше четырех-пяти часов в день на свои непосредственно творческие задачи.
Это могло бы быть просто эдакой причудой потребительского поведения, если бы не тот факт, что такие же искаженные стандарты мы применяем к самим себе. Можно назвать это «ловушкой усердия»: угрожающе легко почувствовать, будто 10-часовой рабочий день, который вы провели, закопавшись в электронной почте или сидя на телефоне, был ценнее двух часов, проведенных в сосредоточенности или интенсивных размышлениях, после которых вы посвятили остаток дня досугу. Но любой писатель, дизайнер или веб-разработчик скажет вам, что наибольшая отдача происходит как раз от этих двух часов концентрации — с точки зрения и прибыли, и самореализации. В самом деле, значимая работа далеко не всегда приводит к изнеможению — напротив, несколько часов погружения в мысли могут вас взбодрить.
Избежать «ловушки усердия» вдвойне тяжело, потому что наша культура довольно агрессивно навязывает нам обманчивую идею о том, что в конечном счете в работе важно лишь упорство. С детства родители и учителя вбивают нам в головы мысль о пользе усердия и необходимости «делать все, что только можно». Многие теории повышения производительности (даже лучшие из них, вроде Getting Things Done Дэвида Аллена) поощряют тот образ мышления, который можно охарактеризовать как «сделай и вычеркни из списка». Практикующие такой подход люди настолько заняты уточнением своих заданий и ведением учета их выполнения, что не успевают задаться вопросом, а правильные ли задания они себе дают.
Слишком многие работодатели по-прежнему навязывают своим сотрудникам идею о том, что лучший путь к повышению — это усилия, которые обычно выражаются в долгом рабочем дне. Но на самом деле, если вы блестяще выполняете свою работу и при этом уходите ежедневно в 15:00, по-настоящему хороший босс не будет против. По этой же логике вам не придется припоминать все вложенные усилия, аргументируя свою просьбу о повышении. Почему сфокусированного на результате начальника должны волновать ваши усилия? В Америке и Северной Европе «ловушка усердия», вероятно, уходит корнями в протестантскую трудовую этику — старую кальвинистскую идею, согласно которой в рай отправятся только те, кто трудится в поте лица. Увы, для достижения рая творческого надо практиковать иной подход — ставить в приоритет выполнение нужных задач, а не их количество.
Популярный совет о том, что самые важные задания нужно выполнять первым делом, наверное, до сих пор остается лучшим. Таким образом, если вы после и погрузитесь в «бурную деятельность», вы все равно рационально потратите свои основные энергетические ресурсы. Если рабочая обстановка позволяет, попробуйте ради эксперимента радикально сократить свои рабочие часы: такое ограничение позволит эффективнее распределять приоритеты. На протяжении всего дня можно установить электронные напоминания, которые будут подсказывать, что пора переключиться на что-то другое. А главное, помните, что работа на износ или строгое планирование каждой минуты еще не является надежным индикатором того, что день прошел продуктивно. Или, если выразиться более жизнерадостно: путь к творческой самореализации может отнять намного меньше сил, чем вы думаете.
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/12715-work-hard